Реквизиты для пожертвований на строительство храма

Банковский перевод

Получатель: Местная религиозная организация православный Приход храма в честь Успения Божией Матери д. Богородицкое Смоленского района Смоленской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Успения Божией Матери
ИНН: 6714029310
КПП: 671401001
БИК: 046614757
Р/сч: 40703810900630000239
Кор.сч.30101810600000000757

Банк: ОАО "СКА-Банк" г. Смоленск
Назначение платежа: благотворительное пожертвование на строительство храма , без НДС.

Яндекс деньги: 4100196601853

Баннер

З. Верховская "СЕЛО БОГОРОДИЦКОЕ НА ВОЛНАХ ИСТОРИИ"

Индекс материала
З. Верховская "СЕЛО БОГОРОДИЦКОЕ НА ВОЛНАХ ИСТОРИИ"
страница 2
О церкви
Все страницы

Своим названием село Богородицкое под Смоленском обязано старинному монасты­рю в честь Успения Пресвятыя Богородицы «на Селище», где подвизался в монашеском подвиге величайший подвижник Смоленской земли преподобный Авраамий.

Известная нам история этого места начинается имен­но с упомянутого «селища» (т. е. с поселе­ния здесь людей в первом тысячелетии но­вой эры).
Археологи рассказывают о Богородицком селище так. Селище «расположено на пра­вом берегу реки Дресны, прямо напротив те­перешнего села Богородицкого, и занимает невысокий останец, находящийся в глубокой долине реки. С северо-западной, северной и восточной сторон площадка селища омы­вается рекой. С южной стороны площадка селища отделена от коренного берега реки оврагом. В древнерусское время по этому оврагу текла вода, и, таким образом, сели­ще было островным. Богородицкое селище относится к раннему времени, его началь­ная дата - IX век. Для этого времени харак­терны сравнительно крупные неукрепленные поселения, населенные свободными общин­никами. В центре общины находилось горо­дище-убежище или городище-святилище. Рядом обычно располагался общинный кур­ганный могильник». ... Конечная «дата посе­ления по керамике - XV век, а монастырь во имя Богородицы на Селище (Селищенский монастырь) находился на месте совре­менного села Богородицкого».
Житие прп. Авраамия указывает время его рукоположения «при княжении великого и христолюбивого князя Мстислава Смоленс­кого и всея Руси». Это - годы с 1197 по 1214. Значит, пришел будущий подвижник в Селищенский монастырь во второй половине XII столетия. И монастырь уже существовал. Что же произошло на этой земле за три века (X - XII) и когда мог основаться здесь пра­вославный монастырь? Если вкратце прой­тись по первым трем томам Карамзина и некоторым специальным исследованиям древней Смоленской земли, то можно упо­мянуть следующее.
IXвек. Места эти были заселены племенем кривичей, «иже сидят на верх Волги и на верх Двины, и на верх Днепра, их же градесть Смоленск», который упоминается в 863 году как «град велик и мног людьми». Когда на управление славянскими землями были призваны князья варяжские (в 862 году), то в область их управления Смоленская земля сразу не вошла. Первые упоминания о христианах в Киеве относятся к концу 860-х годов, но кривичи на Смоленщине к этому пока прикосновения не имели. Вольный Смоленск был завоеван князем Олегом в 882 году. Находясь на важнейшем торговом «пути из варяг в греки», Смоленск, конечно же, налаживал связи с будущей столицей Руси. Xвек. Но и при княгине Ольге (принявшей святое крещение в 955 году), и при ее сыне Святославе крещение в христианскую веру еще не приобрело всеобщего размаха, хотя уже строились православные храмы.  Как хорошо известно, закономерным результатом такого развития событий было массовое крещение Руси при равноапостольном князе Владимире (начавшееся с крещения самого князя в Херсоне в 988 году). Князь Владимир вывел из Херсона в Киев многих иереев, привез церковные сосуды, мощи святых, церковные книги на славянском языке (переведенные в свое время святыми Кириллом и Мефодием) и начал устраивать училища для просвещения свое­го народа. Вскоре после крещения киевлянкнязь Владимир Святославич вместе с русским митрополитом Михаилом посетил Смоленск и произвел обряд крещения смолян,приказав сбросить в Днепр языческого идола Велеса, стоявшего на Вознесенской Горе. Историки относят это событие к 990 году. За время правления св. Владимира только в Киеве было возведено четыреста церквей. Но до организации монастырей молодая Русь, только-только освящавшаяся светом Христовым, в то время еще не доросла. XIвек. Первые монастыри в Киеве пост­роил князь Ярослав Мудрый (в св. крещении Георгий; ум.  1054 г.): мужской монастырь Св. Георгия и женский Св. Ирины. «Присем Ярославе черноризцы почаша множитися и монастыреве поначаху быти». При сыне его, киевском князе Изяславе, был основан Киево-Печерский монастырь монахом Антонием, Афонским пострижеником (выходцем из города Любича; ум. после 1073 г.). При этом следует заметить, что по своем воз­вращении с Афона еще при князе Яросла­ве, Антоний «обходил тогдашние монасты­ри российские» - какие же, кроме упомяну­тых киевских?
Другой сын Ярослава, Всеволод (ум. 1093 г.), получивший в удел Переяславль с Рос­товом, Суздалем, Белоозером и Поволжьем, заложил в Переяславле в 1086 году «церковь Св. Андрея и сотвори у нея монастырь; в нем же пострижеся и дщи его девою, именем Янка, и совокупи черноризицы многи, и пребываше с ними по монастырскому чину». Постриглись в монашество также другая дочь Всеволода и его вдова, с чего начался обычай ухода в монастыри вдов-княгинь и незамужних княжон. При Всеволоде «освя­тили еще церковь Св. Михаила Выдубецкого или (как тогда именовали) Всеволожа монастыря, в 1088 году». В самом конце XI столетия был основан еще один киевский монастырь «близ Лавры, на Клове, во имя Богоматери Влахернской».
Икона святого Авраамия Смоленского, находящаяся в церкви села Богородицкого.Надо сказать, что христианское благоче­стие очень быстро укоренилось в среде рос­сийского народа. И показателем этого слу­жат не только храмы и монастыри. Первые христианские мученики Феодор и Иоанн (983 г.), святые Борис и Глеб (1015 г.) сви­детельствовали народу свет и силу Бога Живаго. Известна набожность князя Ярослава Мудрого. Ревность его к Христианству соединялась с любовью к просвещению. Именно он завел в Новгороде первое народ­ное училище. Вера в помощь Божию внедря­лась и укреплялась среди воинства. Россий­ские воины перед битвою «готовились мо­литвою и благочестивыми обетами; одни давали клятву, в случае победы, наградить убогих; другие - украсить церкви и монас­тыри вкладами. Успокоенные теплою верою, они шли в бой с бодростью и веселием».
В 1054 году при создании смоленского княжеского стола (по завещанию Ярослава Мудрого) Смоленское княжество вошло в Переяславльскую епархию, и православие бы­стро распространялось. В 1077 году Смолен­ское княжество перешло под власть внука Ярослава Мудрого Владимира Мономаха, и затем, по решению Любечского съезда кня­зей 1097 года, оно окончательно было пе­редано во владение его рода.
XII век. В 1101 году Владимир Мономах заложил в Смоленске на Соборной горе пер­вую кирпичную церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы (знаменитый Мономахов собор). Вскоре после освящения храма,  в 1111 году, туда была перенесена особо чти­мая чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой, с тех пор именующаяся Смоленской. Устроив собор в Смоленске, Мономах учредил в нем епископию, хотя она просуществовала недо­лго, и вскоре епархия была вновь подчине­на Переяславльской епископии.
Продолжали основываться на Руси и мо­настыри. У Карамзина упоминаются следу­ющие. Прибывший в Новгород ученый муж, известный нам как Св. Антоний Римлянин, основал на берегу Волхова в 1120-х годах монастырь, названный потомками Антониевым. Сын Владимира Мономаха князь Мстис­лав Великий (в св. крещении Георгий; ум. 1132 г.) основал еще один киевский монас­тырь во имя Св. Феодора. Во время его кня­жения упоминается как уже существующий Новгородский Юрьевский монастырь. А не­сколько позже, в 1138 году, упоминаются как уже существующие монастырь Святой Вар­вары в Новгороде и Смядынский в Смолен­ске.
Набожность была тогда весьма обыкно­венною добродетелью. Владимир Мономах отличался христианским сердечным умиле­нием: слезы обыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах молился Вседержителю за отечество и народ, ему любезный, - «дар си от Бога прия». Дочь Мономаха Мария, овдовев, ушла в монастырь - укреплялась эта христианская традиция. Начали и кня­зья устремлялись служить Богу: сын Черни­говского князя Давида Святослав, названный за благочестие Святошею, «отказался от мира и заключился в обители Печерской» в 1106 году. Где-то в 1140-х годах в киевской обители Св. Феодора принял схиму князь Игорь Олегович.
Смоленскую епископию заново и надол­го учредил в 1137 году сын Мстислава Вели­кого князь Ростислав (княжил 1125-1159 гг.), упрочив ее специальными уставными грамо­тами. Учреждение епископии значительно укрепило самостоятельность Смоленского княжества. С распространением христиан­ства начался и расцвет культуры Смоленс­кой земли. И при Ростиславе Мстиславиче, и при сыновьях его - князе Романе (в кре­щении Борисе) и при князе Давиде - велось строительство каменных храмов, распрост­ранялись книги, появлялись школы. В одной из таких школ в Смоленске учился препо­добный Авраамий.
В 1147 году смоленский монах Климент, «книжник и философ, какого раньше на Руси не было», стал киевским митрополитом (Всея Руси, избранным собором русских еписко­пов). Дошедшие до нас писания его «Слово в похвалу святым» и «Послание Фоме пре­свитеру» свидетельствуют о прочных связях, существовавших между русским митрополи­том и смоленскими книжниками, с которы­ми он обсуждал сложнейшие вопросы веро­исповедания. Климент переписывался также со Смоленским князем Ростиславом Мстиславичем».  Другие ранние памятники смо­ленской литературы XII столетия - это пове­сти «О Великом князе Ростиславе Смоленс­ком и о церкви» и «О перенесении мощей Бориса и Глеба на Смядынь». «Похвала кня­зю Ростиславу Мстиславичу, князю Смолен­скому» воздает должное князю Ростиславу как выдающемуся политическому и церков­ному деятелю, учредившему в Смоленске епископию, воздвигшему новую оборони­тельную стену в городе и заложившему не одну крепость, построившему собор в Борисо-Глебском монастыре на Смядыни. Князь Ростислав Мстиславич (в св. креще­нии Михаил) почитается православной цер­ковью как святой (память 14(27) марта).
Кроме устроения храмов, князь Роман Ростиславич (княжил 1160-1180 гг.) учредил высшие школы для священников, отдав в них почти все свое имущество, так что его хо­ронили на собранные горожанами средства. А князь Давид Ростиславич (княжил 1180-1197 гг.) перенес в 1191 году мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышгорода на Смядынь. Затем смоленский стол с 1197 по 1214 годы занимал князь Мстислав Романович (по прозвищу Старый), который стал свидетелем рукоположения и других событий в жизни святого Авраамия.
Упоминания Карамзина о монастырях XII века, безусловно, не полные, встречаем еще следующие. В 1159 году Андрей Боголюбский подчинил архимандритам Киево-Печерской Лавры монастыри Свенский под Брян­ском, Спасский под Новогородом, Успенс­кий или Елецкий в Чернигове. В 1181 году встречается упоминание Успенского монас­тыря во Владимире.
Из Жития Св. Авраамия можно почерп­нуть, что к 1146 году существовал в Смо­ленске женский монастырь, а в конце XII сто­летия был, кроме Селищенского, еще Крестовоздвиженский мужской монастырь.
Келиями монахам в Киево-Печерском мо­настыре служили пещерки, искапываемые ими в склонах горы. О таком же способе устроения келий свидетельствует и описание Селищенского монастыря под Смоленском: «Остатки пещер, уцелевшие до настоящего времени, свидетельствуют, что жившие здесь некогда иноки не отставали в трудных аскетических подвигах от пустынников древ­них времен христианства». Крутой и высо­кий северный берег реки Дресны и ныне дает зримый образ такого «печерского» мо­настыря. Нельзя ли отнести возможность ос­нования Селищенского монастыря уже к XI веку, когда организовался и Киево-Печерский монастырь по тому же типу? Однако, не имея никаких оснований на такое утвержде­ние, не будем вносить разноголосицу в этот вопрос, так как историки решили называть ориентировочной датой основания Селищен­ского монастыря XII столетие. При этом Селищенский монастырь признается первым на Смоленщине.
Итак, мы подошли к самому богоносному периоду в истории села Богородицкого- когда там существовал православный мона­стырь и в нем подвизался величайший под­вижник святой Авраамий. Один из учеников св. Авраамия, преподобный Ефрем, написал Житие своего учителя, которое дошло до нас и проливает свет на богоугодную жизнь, де­яния и творения великого аскета XII столе­тия. Житие это сохранилось в нескольких списках, которые все доведены до читающей публики изданием С. П. Розанова. Недав­но Смоленской епархией предпринято пере­издание Жития святого Авраамия с подроб­ными комментариями. Выходили в свет и краткие изложения Жития. Чтобы охарак­теризовать этот период истории села Бого­родицкого, повторим отдельные строки упо­мянутых публикаций.
Преподобный Авраамий родился в Смо­ленске от благочестивых родителей, будучи испрошенным у Бога их молитвами (так как до него рождались только девочки). Дос­тигши совершенного возраста, он почувство­вал, что настоящее призвание его - жизнь иноческая. И потому, как скоро представился случай, раздал все оставленное ему роди­телями имущество сиротам и вдовицам, по­кинул город и удалился в Богородицкий мо­настырь, что лежал в шести верстах от го­рода. Здесь с самого вступления постоянно занимали его душу два предмета: подража­ние великим подвижникам древних времен и чтение Святого Писания. Основным его по­слушанием было переписывание книг в мо­настырском скриптории. Многие годы трудился Авраамий над составлением библио­теки, «списывая книги что своей рукою, что работой многих писцов». А ночи проводил в молитве, бдении, посте, «принимая утеше­ние от святых книг».
Труды и подвиги его скоро были замече­ны игуменом монастыря, который (по сло­вам жизнеописателя) «сам был хитр Боже­ственным книгам». Испытав Авраамия, игу­мен нашел его достойным священства и представил для рукоположения - это было «при княжении великого и христолюбивого князя Мстислава Смоленского и Всея Руси». Кротость и благочестие составляли во все время жизни отличительные качества пре­подобного. Получив священство, он не опус­кал ни одного дня без совершения литургии и проповеди слова Божия. Вскоре после ру­коположения Авраамий был назначен духов­ником обители.
Слух о жизни и разуме преподобного Авраамия привлекал многих в монастырь. Это возбудило против него зависть, как со сто­роны братии, так и белого духовенства. Сам даже игумен не смог вынести предпочтения, оказываемого праведнику, и стал убеждать его прекратить свои беседы. Тогда св. Авра­амий переселился в Кресто-воздвиженский монастырь в Смоленске. Здесь еще более возросла слава разумного проповедника и подвижника. «Сему же убо святому Авраамию от Бога даровашеся из­рядная чудеса: лукавых духов отгнание, недугом различным исцеление, слепым прозрение, и о изгнавших его и оскорб­ляющих и глаголющих нань хулные словеса - он же о них моляшеся, глаголя: Господи, не постави им греха в сем».

Две иконы, написанные св. Авраамием в обители Честнаго Креста, свидетельствуют, что преподобный был сведущ и в иконописании. Одна из его икон изображала Страшный Суд, а другая - испытания души на мытарствах. Препо­добный Авраамий был одним из первых на Руси, пытавших­ся отразить в иконах эсхато­логический аспект христианс­кого учения.
Но зависть и злоба невеже­ства не оставили его и в этом монастыре. Одни находили в его беседах ересь, другие об­виняли его в чтении «Глубин­ных книг», в прельщении жен­щин и т. п. Толпа клеветников обратилась с доносом на него к владыке Игнатию. Чтобы прекратить волнения, владыка отослал блаженного из горо­да в Богородицкий монастырь, запретив ему совершение ли­тургии, - наказание, самое тягостное для преподобного.
В Богородицком до сих пор сохранился высокий курган. «В этом кургане народное предание с давних пор указывало развали­ны пещеры, в которой жил преподобный Ав­раамий. Вблизи кургана указывали дуб, буд­то бы посаженный преподобным Авраами­ем, а также святой колодец, вырытый рука­ми святого чудотворца Авраамия во время его изгнания».
Но Господь заставил восстановить спра­ведливость по отношению к своему угоднику, поразив вскоре город длительным бездожием, от которого могла избавить только молитва праведника. Епископ послал за бла­женным Авраамием, испросил у него про­щения и разрешил священнодействие. И молитва праведника отвела гнев Божий - пролился обильный дождь.
Вскоре правящий смоленский епископ Иг­натий, основав монастырь в честь Положе­ния Ризы Пресвятыя Богородицы, призвал к себе Авраамия и поручил ему настоятель­ство в сане архимандрита во вновь органи­зованном монастыре. И снова граждане тол­пами собирались вокруг преподобного, что­бы получить от него совет и утешение в раз­ных нуждах житейских. Его попечением но­вый монастырь украсился, «яко невеста Хри­стова». В этом монастыре поселился и епис­коп Игнатий, когда ушел на покой с кафед­ры.
Наконец, после 50-летних трудов и под­вигов, преподобный Авраамий окончил свою земную жизнь, и погребен был в том же мо­настыре в храме Положения Ризы Пресвя­тыя Богородицы. Произошло это около 1219 года.
Здесь уместно подробнее сказать о при­чинах гонений на праведного Авраамия, так как то была очень серьезная борьба между священниками Смоленска за казнь Авраа­мия. Во-первых, «ранним» российским хри­стианам XII столетия было трудно понять подвиг необычного тогда еще подвижника и аскета, изможденного постом и ночными бдениями. Странным и смущающим казал­ся эсхатологический характер его пропове­дей, которые принимались за попытку про­рочествовать. В подробностях описания Страшного Суда и на иконах и в проповедях «блаженный Авраамий часто собе поминая, како истяжут душу пришедше ангелы, и како испытание на воздусе от бесовьскых мытарев, како есть стати пред Богом и ответ о всем воздати и в кое место поведут, и како во второе пришестие предстати пред судищем страшнаго Бога, и как будет от Судья ответ, и како огньная река потечет, пожигающи вся...». С другой стороны, многим при­ходилось защищаться от смелых выступле­ний праведного Авраамия против мздоим­ства и двоеверия. Тогда возводились на Ав­раамия подозрения в его приверженности «Глубинным книгам», что было достаточно серьезным обвинением в ереси. Пиком этих нападок на праведного Авраамия стало массовое религиозное движение, которое, как известно, завершилось посрамлением обвинителей и завистников святого.
В 1549 году на Макарьевском соборе про­изошла канонизация святых Авраамия и Еф­рема Смоленских, причем учителю было ус­тановлено всеобщее, а ученику - местное празднование, обоим в день успения Авра­амия, 21 августа.
К началу XIII века Смоленск стал одним из крупнейших городов Древней Руси, пре­восходя в это время все остальные центры Руси по интенсивности строительства. По количеству монастырей - тогдашних цент­ров культуры и просвещения - он занимал третье место после Киева и Новгорода (где было по 17 монастырей). В Смоленске, кро­ме упоминавшихся монастырей (Селищенского, Борисоглебского, Крестовоздвиженского, в честь Положения Ризы Пресвятыя Богородицы на Протоке и одного женского), известны имена монастырей Троицкого, Спасского и Зарубского, из которого вышел Климент Смолятич (8 монастырей). Во Вла­димире на Клязьме в это время было 6 мо­настырей .
Авраамиев курган в Богородицком (фото 2003 г.)Вскоре после смерти преподобного Авра­амия, в 1239 году, было нашествие на Смо­ленск татар, которое отразил отряд святого Меркурия, благодаря заступничеству Бого­родицы через икону Одигитрии. И случилась та чудесная битва святого Меркурия Смо­ленского с татарами около селения Долгомостья, совсем недалеко от Богородицкого. Как сообщает об этом событии извест­ная «Повесть о Меркурии Смоленском», Бо­городица выбрала Смоленск как «Богоспа­саемый град» потому, что он менее других подвергся духовной порче. В том же 1239 году и в других княжествах появились по­гибшие от рук татар защитники святой веры - например, князь Васильке Константинович, черниговский князь Михаил и его боярин Феодор. Русь почти сразу же начала почи­тать этих мучеников за православную веру. В середине того же XIII столетия был кано­низирован и равноапостольный Владимир, крестивший Русь. Эти действия можно рас­ценить как духовную защиту русских в эпо­ху ига от иноплеменников.
В XIV веке смоленские земли оказались «между двух огней», стали ареной упорной и длительной борьбы за них московских кня­зей, литовских и польских феодалов. Смо­ленские князья придерживались московской ориентации. Они пришел на Куликово поле (в 1380 г.), и роль смоленского полка, всту­пившего в бой в передовых порядках, была весьма велика. Этот полк почти весь погиб в жестокой битве. В конце XIV столетия на­падения на Смоленск Литвы участились, и с 1404 года Смоленск попал в вассальную за­висимость от католической Литвы на 110 лет.
В XV веке Смоленская земля (входя в со­став Великого княжества Литовского) сохра­няла некоторую самостоятельность и уча­ствовала в борьбе с Ливонским и Тевтонс­ким Орденами. Три смоленских полка при­нимали участие в 1410 году в Грюнвальдской битве. Несмотря на вассальную зависи­мость от католического государства, на Смо­ленской земле строились, хотя и значительно реже, православные храмы, основывались монастыри: в 1413 году Колочский Успенский монастырь; во второй половине XV века - Свя­то-Троицкий монастырь на Кловке, имевший большое значение для сохранения правосла­вия.  Сколько времени существовал Селищенский монастырь после смерти преподобно­го Авраамия, неизвестно. Указанная архео­логами последняя дата найденной на Богородицком Селище керамики - XV век. Ви­димо, угас монастырь в период владычества Литвы.
XVI век ознаменовался возвращением Смоленска в лоно Руси. Когда в 1514 году московский государь Василий Иванович по­дошел к Смоленску и начал битву за город, жители города встретили Государя Московского крестным ходом. По случаю присоединения Смоленска к Москве, по воле Василия Ивановича, был основан Вознесенский женский монастырь. В 20-40-е годы XVI века на Смоленской земле жил и прославил­ся преподобный Герасим Болдинский, основавший здесь четыре монастыря. В первой половине XVI века (до 1560 г.) основан был
Спасо-Преображенский монастырь в Рославле. Всего в Смоленской епархии в XVI веке было 14 монастырей.Существует сообщение, что «в селе Богородицком была построена деревянная цер­ковь с особой колокольней, и эту постройку относят к 1558 году». Но о Селищенском монастыре в Богородицком уже нет упоми­нания.
XVII век снова принес смуту и страдания на Смоленскую землю. Стойкость горожан при осаде города поляками в 1609-1611 годах была беспримерна. Успенский храм стал последним прибежищем, утешением и могилой жителей и защитников города, взорвавших пороховой погреб под собором. Обескровленная смутой и войнами Россия вынуждена была уступить Смоленщину польскому королю. По Деульскому переми­рию, заключенному между Россией и Польшей в 1618 году, Смоленск, Дорогобуж и Рославль отошли под власть Польши. Ус­тановившееся польское владычество принес­ло волну притеснений православной церк­ви. Многие православные храмы, монасты­ри стали католическими. На Соборной Горе в Смоленске был построен костел. Смолен­ский Вознесенский и Болдинский монасты­ри были переданы иезуитам, Смоленский Троицкий - бернадинцам; появились в Смо­ленске и доминиканцы.
Война за возвращение смоленских земель в состав России, получившая название Смо­ленской, проходила в 1632-1634 годах, но не привела к успеху России. Лишь только в 1654 году произошло воссоединение Смо­ленска с Россией навсегда, что было зак­реплено Андрусовским перемирием 1667 года.
В XVII столетии село Богородицкое стало частновладельческим имением. Известно, что с самого начала нашествия на Россию, с 1609 года, стоя под стенами Смоленска, Король Польский Сигизмунд III оделял ми­лостями своих новых приверженцев, награж­дая их с величайшей щедростью поместьями, в особенности в русских областях. Бо­городицкое было пожаловано королем эко­ному Смоленских волостей Адаму Верховскому, родовым поместьем семьи которого Богородицкое оставалось на протяжении почти трех столетий. Об этом этапе в исто­рии села есть что сказать и в данном кон­тексте, т. к. Верховские построили в Бого­родицком новый православный храм, из этой семьи вышел известный православный под­вижник преподобный Зосима Верховский (недавно канонизированный в лике святых), а судьба последнего священника Успенско­го храма села Богородицкого вплелась в ве­нок новомучеников Российских.
Дворянский род Верховских Смоленс­кой губернии считает своим родоначальни­ком Адама Верховского, служившего польскому королю экономом Смоленских волостей и в Северской земле. За службу получил он «в 1620 году 60 волок земли в селе Богородицком, что под мызою Его Ко­ролевского Величества в Долгомоском ста­ну Смоленского уезда, да там же пустоши Черниково и другие». В 1638 году Адам по­лучил от Владислава IV на сейме «нобилитацию» - уравнение с правами польской шляхты. В Польском Гербовнике он назван просто «жителем Смоленска». Кто он был по своему этническому происхождению, не­ясно.
Одна из возможных версий предыстории смоленского рода Верховских - происхож­дение от рода с такой же фамилией, извес­тного по документам Юго-Западной России XVI века среди так называемой околичной шляхты, жившей в «околицах»,- в северных частях Волынского и Киевского княжеств. В XVI столетии среди Волынской околичной шляхты известны и Верховские, состоявшие поветниками Луцкими и жившие в селении Верховске, которое и ныне можно найти на карте в 8 км на запад от Ровно. Однако, пос­ле великого разорения земли русской от очередного татарского набега 1581 года, Верховские потеряли свои владения в Вер­ховске. Куда они переселились, если уцеле­ли, неизвестно. Если кто-то из них поселился в Смоленске и с приходом туда поляков «стал» Адамом, то следует признать пере­ход его, при поступлении на королевскую службу, в католичество.
Вторая версия происхождения смоленс­ких Верховских - из этнических поляков. В пользу этой версии говорит должность эко­нома во вновь завоеванных польским коро­лем землях Смоленщины (должность «мини­стра финансов» на современном языке), ко­торая вряд ли была бы доверена не своему человеку. Во-вторых, сам Адам или его сын, Адам же, был женат на представительнице польской дворянской фамилии Рушел. В-тре­тьих, есть сведения, что в течение еще не­скольких поколений в семье Верховских зна­ли польский язык и пользовались им.
Во время осады Смоленска Алексеем Ми­хайловичем в 1654 году Верховские участво­вали вместе со всем населением города в его обороне. Как известно, после взятия Смоленска Московский царь «воеводу и пол­ковника и шляхту и мещан велел отпустить в Литву, а которые шляхта и мещане похотят служить Государю, тем остаться в Смо­ленску». Верховские остались. Через год, в сентябре 1655 года, «те выходцы литовс­кие люди на Его государевом стану под Смо­ленском на Девичьей Горе приведены к вере». И среди них Адам Адамович Верховский, получивший в святом крещении имя Александр, С тех пор все смоленские Верхов­ские исповедовали православие и служили верой и правдой Российской короне. После 1654 года на Смоленщине сложил­ся особый слой русского дворянства - Смоленская шляхта, которая несла военную службу в рядах своего особого конного пол­ка. Все - от командира полка до рядового - были дворяне (шляхта). Даже преобразо­вания в армии, предпринятые Петром Пер­вым, не затронули полк Смоленской шлях­ты. На его долю выпала менее почетная, но более тяжелая служба: содержание карау­лов на форпостах вдоль польской границы. Наиболее отличившихся шляхтичей, особен­но из офицеров, в конце XVII века начали жаловать чинами стряпчих, стольников. Упо­мянут стольником в Боярских книгах 1686 и 1692 годов и Павел Александрович Верховский. Полк Смоленской шляхты был расформирован Екатериной II в 1764 году, а до этого времени, на протяжении столе­тия, все Верховские служили в полку Смо­ленской шляхты.