Назад

Преподобный Авраамий Смоленский "Слово о небесных силах и зачем появился человек"

14.11.2017

Преподобный Авраамий Смоленский — это самобытный русский святой XII-XIII вв., обладавший, по свидетельству его ученика и жизнеописателя преподобного Ефрема Смоленского, редким ораторским талантом. История донесла до нас в нескольких позднейших рукописных списках принадлежащее ему литературное произведение - его «Слово о небесных силах и о том, зачем был создан человек». В предлагаемой брошюре впервые представлен русский перевод этого памятника.

Издание рассчитано на специалистов филологов, историков-медиевистов, религиоведов и самый широкий круг читателей.

 


 

(ПЕРЕВОД Э.А. СТОРОЖЕНКО)

СМОЛЕНСК

2008

© Э.А. Стороженко, 2008

Предисловие

Настоящее издание имеет своей целью представить авторизованный перевод слова преподобного Авраамия Смоленского «О небесных силах и о том, зачем был создан человек». Содержание этого памятника близко тому, о чем святой Авраамий любил размышлять в последнее время своей жизни. В житии преподобного об этом говорится следующее: «Блаженный Авраамий часто собе поминая, како истяжают душу пришедшие ангелы и како испытание на воздусе от бесовских мытарев, како есть стати пред Богом и ответ о всем воздати и в кое место поведут и како во второе пришествие предстати пред судилищем страшного Бога и как будет от судия ответ и како огненная река потечет, пожигающая вся» [Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему/ Пригот. СП. Розанов.-СПб.: Типогр. Имп. АН, 1912.-С. 19].

Исходным текстом для настоящего перевода послужили две рукописи из фондов Российской Государственной Библиотеки:

1)Ф. 113 (Иосифо-Волоцкого монастыря). № 521. Сборник кон. XVI в. Л. 45-60.

2) Ф. ИЗ (Иосифо-Волоцкого монастыря). № 656. Сборник кон. XV- нач. XVI в. (по описи). Л. 235 об. -256.

Поскольку сохранность памятника и в первой и во второй рукописи местами неудовлетворительна, то переводчику приходилось зачастую пользоваться то одним, то другим текстом. Однако преимущество при этом оставалось за древнейшей рукописью № 656.

Э.А. Стороженко

Преподобного отца нашего Авраамия Слово о небесных силах и о том, зачем был создан человек

Эта тайна была не всем открыта и многим людям она неизвестна. Как сказал Кирилл Философ: «Мы были созданы не для того, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага». А так как мы не интересуемся Божественным Писанием, то сбились с правильного пути и уже не осознаем, какой чести мы удостоены от Бога. А Он создал нас в утробе матери, вложил в нас душу и вывел нас оттуда. Создал Своим повелением небо и землю, времена и годы, солнце, луну и звезды, реки, моря и источники, птиц, парящих по воздуху, и рыб в воде, полевые деревья, их живительный плод и траву, имеющую семена. Вверил нас ангелам-хранителям на попечение. И сделав это, поставил нас над всеми ними царями, чтобы мы владели ими. Но если бы знал человек, какого он лишен царства из-за своей лени и от какой славы и радости будет отлучен, - от Бога и святых Его, - и каким мукам подвергнется, то много бы плакал пред Богом день и ночь, молясь со слезами о грехах своих, совершая поклоны и вспоминая это постоянно. Поскольку разными демонскими обманными путями мы были обворованы, так как Диавол имеет многие сети - он не может предать нас мукам - через обман окрадывает и отчуждает нас Небесного Царства и бываем отлучены от лица Божия. А это не простое, а очень тяжелое мучение - других видеть в славе, покое и радости, а себя лишенным всего. Лучше было бы не рождаться, чем остаться в таком стыде.

Скажу вам земным образом о Царствии Небесном такой притчей. Если бы некоторый человек или вельможа устроил пир и почтил бы всех угодных ему, а одного из них обошел бы вниманием из-за какой-то провинности и поставил его пред собою. Он стоял бы и смотрел на них, а они ели бы и пили, и веселились. О чем бы он думал, будучи в стороне от этого видимого веселья? -Что лучше бы ему этого не видеть. Так же и тот, кто ленится в веке сем. Лучше бы он не родился, нежели лишился такой славы. Слышал ли ты или читал ли, что «один день на том свете в Царствии Божием лучше тысячелетий века сего» [ср. Пс. 83:lip

Желая сотворить этот мир из небытия, благой и человеколюбивый Бог вначале замыслил небесные силы. Замысел стал делом. Всех чинов ангельских было двенадцать. К каждому чину он дал чиноначальника-воеводу. Одних из них он поставил на славословие. Гимн их таков: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей» [ср. Ис. 6:3]. Другие из них непрестанно стоят днем и ночью, а иные отправлены на службу. Они служат Богу мыслью. Что старшим чинам придет на ум, то они повелевают чинам подчиненным. Они перемещаются быстрее молнии, подобно мысли человеческой. Есть среди них те, кто посылаются на соблюдение и сохранение людей. Они являются хранителями душ. Некоторые посылаются нам на помощь, а иные - для наказание согрешающих. Вида же ангельского и их красоты невозможно описать человеческим языком. Они не видят Бога как Он есть, а видят Его славу и в ней участвуют.

Был у ангелов старейшина, которого звали Сатанаил - их первый воевода. Он позавидовал Божьей славе и подумал, говоря в себе: «Поставлю престол мой над звездами и буду подобен Всевышнему, чтобы славило меня воинство, которое подо мною» [ср. Ис. 14:13]. Бог, видя, что он так помышляет, передал старейшинство над всеми небесными ангельскими силами архангелу Михаилу. Он стал вторым воеводой, поставленным Богом. После этого Господь повелел архангелу Михаилу преступника вместе с отступническими его силами свергнуть вниз. Тогда был низринут начальник соблазна хитрый Сатана с его отступническими   силами.   Они   из-за   гордыни   превратились   в   бесов.   Но

являются не такими, как мы их видим, - черными, а имеют свой прежний вид, и, как и ангелы, имеют такую же светлость, но они - мрачный огонь.

Собрав затем все небесные силы, Михаил сказал: «Вонмем!», что означает: 'будем внимательны к себе, чтобы также не отпасть'. Поскольку еретики говорят, что Диавол отпал из-за нежелания поклониться Адаму, но это не так, - Диавол отпал прежде рождения человека.

И еще задумал Бог создать второе творение немного значительнее, которым является человек. Он создал второго ангела на земле и почитателя. Для того был создан человек, чтобы душой славить Бога, а телом поклоняться ему. Те ангелы на небе Бога воспевают, а люди - на земле. Деятельность ангелов и людей разная, а молитва - одно и то же дело и для ангелов и для людей. У людей есть еще тело, а душа подобна ангелам - невидима, невещественна, нечувственна, наполняет все человеческие члены, нет у нее только мужских или женских признаков. Они светлее солнца более семи раз. Таковы человеческие души. Но не таковыми они из всех исходят.

Сначала Богом из земли созданы были Адам и Ева. Ева - из ребра Адама. Из Себя Он вдохнул в них душу и ввел в рай пищи, и дал им заповедь, чтобы соблюдали ее. А Сатана-дьявол завидовал Адаму, чтобы как-нибудь его соблазнить и обмануть, чтобы первые люди преступили заповедь Божию, как и он когда-то. Они были бессмертными, нагими и при этом не стыдились и пребывали без всяких печалей. Они не имели никаких дел, кроме молитвы. Адама он не смог обмануть, так как он был стойким, но Ева оказалась слабой, и он обманул ее. Ева же обманула Адама. Они оба обманулись и не сохранили Божию заповедь и потому были изгнаны из рая и были осуждены на смерть. После этого они сшили себе кожаные одежды, потому что оказались нагими. И были они приговорены в великой скорби и печали возделывать землю и в печалях рождать детей. От них населился весь мир.

И поставил Бог второй завет Адаму и его потомкам: «Чтобы не имели иного бога, кроме Меня» [ср. Исх  20:3]. Определил и срок жизни людей на земле - 7000 лет. Кого из них обретет в эти 7000 лет живущих по закону Божию святых - теми восполняет спадший с небес ангельский чин.

Если кто согрешит, то Бог определил ему покаяние, если он подлинно раскается, тогда Бог его примет, а если, согрешив, не покается и не возвратится от пути беззаконного, то таковые примут вместе с бесами бесконечное мучение.

Из-за этого дьявол очень завидует человеческому роду и не перестает обманывать. Одних людей он склонил веровать в сотворенное: в солнце, месяц, звезды, других: в моря, в реки, в источники, в полевые деревья, в зверей, в огонь и многие другие вещи, которые невозможно перечислить. Так он их сделал врагами Божиими: чтобы как сам он отпал от Бога, так и мы. Если бы можно, то прельстил бы и всех людей и от Бога бы их отлучил, чтобы ему не одному быть в огне неугасимом. По своей зависти многих людей он сделал преступниками закона Божия и отлучил и сделал подлежащими вечной муке.

Первый мир Бог за грехи потопил в воде. Только одного Ноя праведного сохранил вместе с женой, тремя сыновьями и с их женами. На Содом и Гоморру и окрестные города наслал огненные камни и таким способом истребил. А Лота праведного и двоих его дочерей от смерти избавил. А когда Бог Моисеем вывел израильтян в пустыню из земли рабства фараонова и ввел их через нее в землю обетованную, то сотворил много чудес среди них. Манной с небес питал их и перепелами и водой из камня. Так что за 40 лет одежда их не порвалась и обувь не истопталась. И через Красное море провел их как по суше, так, что и нога их не намочилась. А фараона и его войско утопил в нем. Амалика оружием погубил, а этих в воде утопил. Израильтян же через море провел, и они победили армию Амалика. От всего этого Бог избавил их, а они потом забыли все благодеяния Божий и те чудеса, которые Он явил им. Стали играть и блудодействовать с родственниками и с сестрами. И в тот час расступилась земля и поглотила их. 20 000 их погибло. Так Бог явил всем согрешающим, неверующим и некающимся пример возмездия.

Бог же, видя потом человеческий род, мучимый дьяволом, умилосердился над ним и не отверг его - сначала послал пророков проповедовать Божие рождение на земле - вочеловечение. А потом послал в мир Единородного Сына Своего. Отправил своего архангела Гавриила в город Назарет к Пречистой Деве Марии благовествовать Ей бессеменное зачатие и рождение от Святого Духа Сына Божия для спасения людей. Приняв плоть от Девы, Господь стал видим. Истинный человек и Бог все претерпел за наше спасение: на земле жил и многие страдания перенес. От создания Своего принял удар по щеке, был бит палкой по голове, на Него возложили терновый венок! Дьявол хотел убедить всех, что Он только всего лишь человек, а не Бог. Затем он научил иудеев распять Его. Фарисеи и книжники знали, что Он является Сыном Божиим, но от зависти распяли Его. Он был прибит ко Кресту, напоен желчью и уксусом, проткнут в ребра, отведал смерть, как человек был положен в гробе и в третий день воскрес, укрепляя веру своих учеников. После этого вознесся на небеса и сел справа от Отца, и вновь придет судить живых и мертвых [ср. 6-7 члены Символа веры]. Живые - это те, которые пребывали в добрых делах, а мертвые — это грешники.

Потому что тогда через Моисея Бог спасал людей от рабства фараону, проводя их через море, а ныне вместо Моисея Сам Христос выводит из рабства Дьяволу, от рабства этой жизни Новый Израиль. Он возводит нас на изначальное достоинство, которое погубил наш предок Адам. Бог создал человека и дал ему закон. После же этого Бог помог против Дьявола. Будучи по природе милостивым и человеколюбивым, Он подал против дьявола чтимый Крест, а от его сетей дал в помощь Святые Книги, которые раскрывают весь его ненавистнический обман.

Когда крестят какого-либо младенца, тогда ему посылается от Бога ангел для сохранения всей его человеческой жизни. Ангел же лукавого Сатаны бывает подан тогда, когда младенец начинает все понимать и осознавать добро и зло. Если человек станет пребывать в добре, то над ним берет руководство Божий ангел и хранит его ночью и днем от всех хитростей дьявольских. Он имеет у себя свиток, в который записывает добрые дела от юности и до старости. А когда человек начнет пребывать в злых делах, тогда над ним берет власть и руководство лукавый ангел Сатаны и, ходя, записывает все его грехи дневные и ночные. Ангел же Господень плачет о таком человеке. Если же он покается, то тогда над ним принимает руководство и власть ангел Божий. Тогда плачет о нем ангел Сатаны.

Еще есть многие неверующие и не желающие слушать о том, как испытывается душа человеческая в смерти - когда душа исходит из тела. Всякому человеку Бог поставил три испытания.

Первое, когда душа готова разлучиться с телом, сначала придут бесы и представят ей ее дела, которыми она грешила от юности и до старости. При этом они начнут обличать душу, разворачивая пергаментные свитки и открывая ее грехи, которыми она грешила в течение всей своей жизни, говоря ей: «Если ты, душа, и забыла, чем человек согрешил в этой жизни, то мы не забыли, но четко все это записали». После этого предстанут два ангела - Михаил и Гавриил, посланные Богом за душой. Когда же душа увидит все это, то ужаснется, и вид человека и красота лица изменятся. После этого явится смерть, неся с собой оружие: всякие мечи, пилы, топоры и пики. Придя, она раздробит все человеческие члены по составам, потом отсечет голову, а после даст испить чашу, наполнив ее сильной горечью. По роковой неизбежности душа выйдет из тела. Ее станут держать, а она будет смотреть на свое тело подобно тому, как кто-либо снял с себя одежды и потом стал бы рассматривать их. Так же и душа станет, глядя на свое тело, из которого вышла, и будет умиленно взирать на ангелов, видя все свои дела, представленные пред собой -и добрые, и злые - взвешиваемые, как на весах.

После этого душу поднимают на воздух и несут к другому испытанию, которым является 20 мытарств, которые поставлены Богом на воздухе перед небесными воротами для испытания всякой души, покидающей тело и направляющейся к небу.

Первое мытарство обман - кого обманули от юности и до старости. Второе - клевета - сколько человек оклеветали. Третье - зависть - сколько раз кому завидовали. Четвертое - ложь здесь вызнается наша ложь от юности и до старости. Пятое - ярость и гнев или на ребенка, или на раба, или на какого бы то ни было человека. Шестое — гордость — сколько когда-либо гордились. Седьмое - глупые, похабные и наглые речи, танцы на пирах, свадьбах, вечеринках, в играх и на улицах. Восьмое - сребролюбие, грабеж и взяточничество. Девятое - тщеславие - если делаем что-либо ради славы или похвалы от людей, а не от Бога. Десятое — роскошь. Одиннадцатое — пьянство — все наши чаши и глотки подсчитаны бесами. Двенадцатое - злопамятность -сколько раз мы припоминали зло. Тринадцатое - чародейство, волхвование, колдовство на узлах. Четырнадцатое - объедение, прием пищи и питья рано или в полночь, или тайно от юности и до старости. Пятнадцатое — блуд с мальчиками и с девочками. Шестнадцатое - прелюбодеяние, которое совершают мужи от своих жен, а жены от своих мужей с чужими мужами и братьями мужа, а мужи с женами братьев жены, с ее сестрами, с ее близкими родственницами и со своими кумами. Семнадцатое - убийство и нанесение ран или таскание за волосы. Восемнадцатое — проходящие души подробно испытываются и обличаются за воровство и различные кражи. Девятнадцатое -блуд и все его способы - с животными, проститутками, онанизм. Двадцатое -немилосердие и скупость. Здесь бесы обличают душу, если мы как-нибудь нищего брата огорчили или выгнали его из своего дома. Тут бесы обличают и наступают потому, что если и все заповеди Божий исполним, а будем немилосердными и немилостивыми к нищим или к своим рабам, не подавая им необходимой одежды и пищи, изнуряя работой или другими нуждами [очевидно, мысль не доведена до конца. — С.Э.].

Когда душа будет испытываема и строго допрашиваема воздушными бесами, то если имеет что-либо доброе и настоящее покаяние, то тем избавляется и их проходит и потом входит в небесные ворота, радуясь, что ушла от хитрых бесов. Потом встречают ее другие ангелы, посылавшиеся за душами иных людей, радуясь и веселясь, что она миновала хитрых бесов, и, обнимая, приветствуют ее. Потом ее приносят к престолу Бога Вседержителя и она поклоняется  подножью Господа. Затем  Господь поручает ее Михаилу, говоря: «Иди и веди эту душу, и покажи ей места, где обитают святые, великолепные небесные здания и рай, и души праведных в нем, и души грешных в аду и все муки, которыми они должны бесконечно мучиться». Сначала душу носят по небу и показывают ей великолепные здания святых и небесный город Иерусалим, который Господь создал по Своем вознесении. Потом ее носят к душам праведных. Души же их встречают ее и, обнимая, приветствуют. После этого ее низводят в адскую пропасть, где изначально сокрыты души грешников. Потом показывают ей места, где они мучаются, потому что мучение происходит вдали от мира на западе. Все эти места праведная душа обходит за 40 дней. Потом ее забирают в рай на место упокоения до последнего всеобщего воскресения.

А когда душа грешника выйдет из тела, то ей предстают бесовские ангелы и приносят все ее грехи, которые она совершила от юности и до старости, написанные в свитках. Разворачивая их, они начнут ее обличать, и их нельзя будет заставить молчать, поскольку годы и месяцы, времена и дни, дневные и ночные часы, и праздники расписаны с указанием времени и события, когда она согрешила — в какой год, или в какой месяц, и в какое время, и в который час, или в который праздник, или до обеда, или после обеда, или днем, или ночью.

Если он исповедовал их своему духовному отцу, раскаялся и к ним не возвращался, то они оказываются стертыми, потому что их невидимо стирает Святой Дух. Бесы же видят стертое истинным покаянием, скорбят, не получив ожидаемого. А если он утаил свои грехи и, стыдясь, не открыл их духовному отцу или отец не наложил ему за те грехи епитимью, то есть добрые дела: милостыню, молитву, поклоны, пост и другие добрые дела, если он его не научил и не направил, чтобы он не творил грехов, то грехи такого человека являются не стертыми в бесовских свитках, но написаны с указанием времени и события. Такая душа принимает от Бога бесконечное мучение, так как духовник, зная его грехи, не дал ему возможность покаяться в них, а человек, также  зная  об  этом,  нашел  себе такого духовника-попустителя   и  у  него исповедовался. Потом душа бывает забираема лукавыми бесами и люто избиваема и не допускается ими даже к первому мытарству, а потом закрывается в аде во тьме и тени смерти, там, где сокрыты души грешников. Они там находятся, плача и ожидая великого судного дня. Однако вернемся к тому о чем шла речь.

Так как многие обманываются, говоря, что на земле святых уже больше нет и утверждая это, многих ввели в заблуждение и погубили, а многих других лишили бдительности, которые, поверив им, отступили от истинного пути и, слушая таких невежд, заблудились. - Поскольку незнание разрушительнее греха. — Если бы хранили Божественные Евангелия и Святые Книги, то знали бы, что Божий уста изрекли: «Не прейдет род сей, как все это будет. Истинно говорю, небо и земля прейдут и изменятся, а слова Мои не прейдут и не изменятся» [ср. Лк. 21:32-33]. Говоря так, евангелист Лука имеет в виду святых: «не прейдет род сей» и не исчезнут святые и праведные до конца света. То же свидетельствуют и Матфей, и Иоанн Богослов. Павел же апостол говорит: «Не все мы умрем, но все изменимся во мгновение ока» [I Кор. 15:51-52], то есть очень быстро. Когда вымрут все люди, тогда останутся многие хранимые Богом праведники, у которых душа не разлучена с телом. Многие другие пророчествовали об этом. Если кто хочет, то найдет это.

Вот видим, что уже приближается конец света и предел жизни. Время сократилось и осталось мало времени нашей жизни. Господь предрек уже сбывающееся: «восстанет народ на народ и царство на царство» [Мф. 24:7; Мк. 13:8; Лк. 21:10], страна на страну, царь на царя, князь на князя, епископ на епископа, монах на монаха, сосед на соседа, брат на брата и будут голод, локальные эпидемии и землетрясения. Все это будет начало страданий [ср. Мф. 24:8; Мк. 13:8], а по окончании их солнце и луна померкнут, и звезды упадут, а небо совьется как свиток, силы небесные поколеблются [ср. Мф. 24:29; Мк. 13:24-25; Лк. 21:25-26]. А потом со славою придет Сын Божий, чтобы судить весь мир.

С завершением времени жизни, когда останутся три года седьмого тысячелетия, наступит царство антихриста. По окончании трех лет его царства Бог пошлет Михаила и Гавриила вострубить в бараний рог. В мгновение ока воскреснут мертвые. Сначала воскреснут праведные светлыми от добродетелей. Потом воскреснут грешные омраченными из-за своих злых дел. А после с вос­тока потечет негасимый огонь, поедающий камни, дерево, море и существу­ющее небо, и всякую зримую вещь. От ярости огня растает и сгорит все, кроме людей. Сквозь тот огонь надлежит пройти всякому человеку - не будет места, чтобы укрыться или убежать. И будет болезнь и безутешная скорбь, особенно же нераскаявшимся в своих грехах грешникам, потому что они не имели скорби о своей душе, но жили спокойно среди изобильной пищи и пития, а кроме того, и в блуде, и прелюбодеяниях, и прочих других грехах окончили свои годы. Так явится им ярость Божия, полная гнева, неся неистовую беду возмездия. Им бу­дет подана не прохлада, как когда-то трем праведным детям, а огонь. Однако те, у которых есть некоторые недостатки, то есть какие-то незначительные не­исправленные человеческие согрешения, - ведь безгрешен только один Бог, принявший плоть ради нашего спасения, - этим огнем очистятся и просветятся как солнце тела их. Каждому из тех, кто будет проходить огненную реку, праведному по его добродетели будет дан свет, а грешным ожоги. Когда они пройдут эту реку, то она, послужив так, уйдет на запад. Там будет образовано огненное озеро для мучения грешников. После этого будет новая земля, такая же, как была изначально, ровная и белее молока. По Божиему повелению она изменится и будет как золото. Вырастет трава и разные неувядаемые духовные цветы. А потом деревья, не такие, как видим сейчас. По высоте, красоте и величию их невозможно описать человеческим языком, потому что они духовные [возможно, мысль не доведена до конца. - С.Э.].

 

Богу нашему слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.