Назад

Ю. Шорин "Смоленский сократ"

14.11.2017

СМОЛЕНСКИЙ СОКРАТ

 

Среди святых Смоленска одно из первейших мест по праву принадлежит Авраамию Смоленскому, жившему во второй половине XII – начале XIII веков. Его биография известна довольно хорошо, благодаря житию, написанному его учеником Ефремом в первой половине XIII века. Это выдающийся литературный, исторический и духовный памятник Древней Руси.

Для того, чтобы понять место преподобного Авраамия и его ученика Ефрема в духовной жизни Смоленска, стоит привести отрывок из грамоты, отправленной смолянами в Москву 9 октября 1609 года в начале осады города польским королем Сигизмундом, в которой они писали: «а мы здесь в Смоленску с служилыми людьми и со всеми православные христиане обещались Господу Богу и Пречистой Богородице и угодникам ее Меркурию и Авраамию и Ефрему и всем святым, что за нее Пречистую Богородицу и за Государя и Великого князя Василия Ивановича всея Руси и за его крестное целование и за ваши жоны и дети и за все православное христианство в дому у Пречистой Богородице помирать и города не сдать и литовскому королю не покориться…» То есть в самый трагический момент в судьбе города, его жители вспоминали своих святых покровителей и клялись перед их светлыми образами защищать Смоленск перед лицом иноверного врага. В числе этих святых заступников были святой Авраамий и ученик его Ефрем.

Что же мы знаем о святом Авраамии? Чем он заслужил вечную память смолян? И насколько его образ актуален для Смоленска сегодня?

Как повествует житие, Авраамий вырос в Смоленске, в просвещенной и состоятельной семье. Когда мальчик достиг «разумного возраста» родители отдали его учиться «по книгам». Выдающиеся дарования юного Авраамия получили должный простор для развития. Он учился усердно, все свое время посвящая не детским играм, а чтению и церковному пению. В ту давнюю эпоху образование и церковь были нераздельны. Учился Авраамий, по всей видимости, при одном из храмов или монастырей Смоленска.

Углубление в религиозную книжность и церковную жизнь и сформировали личность Авраамия, как духовного подвижника и талантливого религиозного мыслителя. С юности он решил посвятить себя монашеству. После смерти родителей, он роздал все семейное имущество нищим, вдовам, сиротам и инокам. Авраамий сменил богатые одежды на бедные и ходил как нищий. Дни свои он проводил в молитвах и размышлениях о спасении души. В конце концов, он постригся в монахи в пригородном Богородицком монастыре в Селище.

В обители он продолжил свое образование, изучая и осмысливая святые книги. Так Авраамий стал одним из образованнейших людей своего времени. В житии перечисляются книги, которые особенно любил святой, причем называются сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, жития византийских и русских святых: Антония, Саввы, Златоуста, Феодосия Печерского. Возможно, Авраамий читал также некоторые неканонические церковные произведения («глубинныя книгы»).

Тут важно понимать, что все эти книги были в Смоленске. К концу XII века город превратился в важнейший культурный и духовный центр Древней Руси. Можно сказать, что наш священный град Смоленск взрастил святого Авраамия, напитал его духовными соками, а он, в свою очередь, обогатил родной город плодами своей учености, таланта, высочайшего нравственного служения.

Помимо выдающихся интеллектуальных способностей Авраамий обладал незаурядным даром проповедника, а также талантом иконописца. Мысль его неутомимо искала путей духовного очищения человека. Он стал учителем высокой нравственности, поучая о спасении души, об избавлении от низменных пороков, свойственных человеческой натуре.

Разносторонняя одаренность Авраамия и, в особенности, его ораторский талант снискали ему широкую популярность у жителей Смоленска, что вызвало зависть духовенства. Из-за этого святому пришлось покинуть пригородный монастырь в Селище и переселиться в Крестовоздвиженский монастырь в Смоленске. Но и здесь его продолжали преследовать, и, несмотря на возражения светских властей, которые на суде вынуждены были признать невиновность Авраамия, духовенство запретило ему совершать литургию и выслало его из города.

Авраамий подвергся тяжелому испытанию непонимания и озлобленности со стороны своих же сограждан: «начали одни клеветать на него епископу, другие же хулить его и досаждать ему, одни называли его еретиком, другие же говорили о нем: он читает глубинные книги, другие же обвиняли его в блуде, а попы с яростью говорили: «Он уже совратил всех наших детей»; другие же называли его пророком и многое другое говорили о нем, в чем блаженный неповинен. Поистине скажу, что не было в городе такого, кто не оговаривал бы блаженного Авраамия, так что дьявол радовался этому… Собрался на него весь город от мала до велика: одни говорят, что его нужно заточить, другие – здесь пригвоздить к стене и поджечь, а другие – утопить его, проведя через город… Посланные же слуги, схватив Авраамия, волочили его как злодея, одни ругались над ним, другие насмехались над ним, бросая ему оскорбительные слова, и так делал весь город и по торгу, и по улицам – везде много народу, и мужчины, и женщины, и дети, и было тяжело видеть это зрелище»…

Личность Авраамия, его драматическая судьба удивительно напоминают личность и судьбу выдающегося мыслителя древних Афин Сократа. Он также был обвинен в пропаганде ложных учений, совращении молодежи и предстал перед судом. Правда, судьба его оказалась более трагичной, чем у Авраамия: по приговору суда Сократ выпил чащу с ядом, причем, имея возможность совершить побег, он отказался от нее и добровольно обрек себя на смерть.

Об Авраамии вспомнили, как это у нас часто бывает, в трудную минуту, когда Смоленск постигла засуха. После молитвы Авраамия пролился дождь, и он был, наконец, окончательно оправдан. Епископ Игнатий поставил его игуменом в основанном им монастыре (позднее Авраамиев монастырь), в котором Авраамий доживал свои дни, пользуясь всеобщим уважением.

Память о святом Авраамии, свет его духовного подвижничества освещали и освещают Смоленск на протяжении многих веков. Авраамиев монастырь, пережив века и многие разорения, сегодня восстанавливается к иноческой жизни. Именно в Авраамиевском монастыре 160 лет пребывала Смоленская духовная семинария (1728-1888) – обитель церковного просвещения и духовности.

В 1885 г. в Смоленске было открыто Братство преподобного Авраамия Смоленского – религиозно-просветительское общество, ставившее своей задачей «помощь бедному населению епархии в деле его умственного и религиозно-нравственного просвещения».

И ныне имя Авраамия является символом просвещения в городе Смоленске. С 2003 года Смоленский гуманитарный университет проводит Авраамиевские чтения.

В спорах о том, каким быть памятнику 1150-летия Смоленска, выдвигаются различные концепции: одни говорят о ладье, другие – о Владимире Мономахе, третьи – о Григории Потемкине… Эти личности и образы, конечно, имеют отношение к Смоленску, как и многие другие, неназванные. Мне думается, что многовековую историю города олицетворяют собой два выдающихся гражданина Смоленска – подвижник духовности и благочестия Авраамий и святой воин Меркурий. Эти две личности выражают два исторических начала нашего города – православную духовность и воинское служение Отечеству. Памятник святым Авраамию и Меркурию Смоленским – это ли не самое полное символическое воплощение высокой и трагической судьбы Смоленска?

Шорин Юрий